Цифровая трансформация в нефтегазовом секторе на примере "Газпром нефть"
Сегодня я хочу поделиться с Вами своими впечатлениями от результатов цифровизации крупнейшего производителя нефти и газа в нашей стране, компании «Газпром нефть». Данной статьей я начинаю серию публикаций с разборами успешных кейсов ЦТ. Постараюсь кратко предоставить основные идеи, концепцию и промежуточные результаты трансформации бизнеса «Газпром нефть» без детального описания подходов к реализации.
Для справки: «Газпром нефть» — российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Основные виды деятельности: разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и реализация нефтепродуктов.
Перед тем как мы перейдем к конкретным цифрам, сделаю небольшую ремарку в сторону оптимизации бизнес-процессов. Я, будучи профессиональным бизнес-аналитиком, являюсь сторонником формализации бизнес-процессов и считаю, что перед тем, как нанимать штат высококлассных IT-специалистов, покупать лицензии на дорогое ПО и арендовать облачные ресурсы, необходимо перво-наперво проанализировать операционную деятельность Компании. Затем на основе результатов анализа нужно построить модели процессов и провести кропотливую работу по поиску неоптимальных структур, процессов и операций, а уже потом формировать предложения по оптимизации. Почему я акцентировал на этом внимание? В компании "Газпром Нефть" под лозунгом Цифровой Трансформации провели именно такую последовательность работ перед тем, как внедрить современные технологические решения и оптимизировать IT-инфраструктуру.

Дополнительно могу порекомендовать к прочтению интервью с директором по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андреем Белевцевым.
Итак, разберем подробнее кейс успешной реализации стратегии Цифровой Трансформации в компании «Газпром нефть».
Основной целью команды Трансформации явилось
комплексное управление всей цепочкой бизнес-процессов на основе данных со всех активов, поступающих в режиме реального времени.
????Цель безусловно высокоуровневая. Уверен бизнес-аналитики декомпозировали ее для решения конкретных задач. Но в целом, посыл верный. Думаю, для Корпорации таких размеров иначе не сформулируешь.
Для реализации данной цели было выделено около 5% общих инвестиций компании «Газпром нефть».
Какие результаты получены на сегодняшний день?
1. Количество программ цифровой трансформации выросло с начала разработки стратегии с 12 до 40.
Каждая программа — это десятки взаимосвязанных проектов, направленных на достижение единой бизнес-цели, на кардинальное изменение бизнес-процессов и даже бизнес-моделей компании. Важно, что все эти программы и проекты были инициированы бизнесом, то есть непосредственно владельцами процессов или продуктов.
????На мой взгляд, рост количества программ-это индикатор уровня вовлеченности сотрудников, т.к. большую часть новых инициатив стали предлагать линейные сотрудники, которым ряд операционных процессов известен более подробно, а также в их головах уже были сформированы предложения по оптимизации. Руководству оставалось лишь пойти на открытый диалог и услышать мнение каждого сотрудника, желающего внести свою лепту в развитие и процветание Компании. К слову, в "Газпром нефти" идет процесс по реинжинирингу организационно-штатной структуры и переход к горизонтальной иерархии, как в лучших традициях Agile методологии.
????В ближайшее время в моем блоге будет опубликована отдельная статья на тему "Изменение корпоративной культуры в процессе Цифровой Трансформации Компании".
2. Благодаря новым цифровым технологиям и изменению бизнес-процессов Компания получила 7,2 млрд рублей экономического эффекта.
Такие показатели наилучшим образом свидетельствуют об успешности выбранной стратегии и высоком уровне компетенций персонала, реализующего программы. Например, росту прибыли поспособствовало возросшее количество реализуемых IT-инициатив. А благодаря внедрению современных информационных технологий, удалось сократить время согласования документов, прогнозировать целесообразность бурения скважин, более точно определять объёмы залежей нефти. За счёт агрегации большого количества данных, у Компании появилась возможность анализировать их, и на результатах анализа строить прогнозы для принятия операционных решений. В частности, отдельные компоненты технологий big data опробованы или применяются для решения бизнес-задач по прогнозу эффективности сложных геолого-технических мероприятий, кластеризации скважин, автоматизации интерпретации результатов сейсмических исследований. Эффект от внедрения этой технологии оценивается аналитиками Компании примерно в 1 млн т потенциальной дополнительной добычи.
????Как по мне, это блестящий пример того, как цифровые решения приносят реальный бизнес-эффект.
3. Всего за 1 год «Газпром нефть» повысила свой рейтинг цифровой зрелости на 19% и вошла по этому показателю в верхний квартиль вместе с лидерами рейтинга.
Результаты «Газпром нефти» сравнивались с аналогичными параметрами 350 компаний из разных отраслей, преимущественно из стран Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе BP, Shell, Equinor, австралийская Woodside Petroleum). Среди прочего компании оценивались по уровню автоматизации и цифровизации процессов, развитию партнерской экосистемы и корпоративной культуры, а также по эффективности организационной структуры.
????Рейтинг цифровой зрелости безусловно важный критерий для таких корпораций как "Газпром нефть", но для большинства представителей среднего бизнеса я не считаю, что нужно ставить перед собой такие цели. По крайней мере пока. Лучше бы сосредоточить усилия на более ощутимых, чувствительных и измеримых метриках, таких как сокращение операционных расходов, увеличение прибыли, оптимизация фонда оплаты труда (ФОТ) и прочих.
4. Цифровые платформы позволили на 23% увеличить базовый эффект от программ цифровой трансформации за счет более быстрой реализации внутренних бизнес-проектов.
???? Добавлю, что для успешной реализации Трансформации необходимо соблюдение правильной последовательности всех ее этапов, что неминуемо приведет к росту Time to market для новых продуктов.
Выводы: Цифровая Трансформация стала неотъемлемой частью комплексной трансформации компании, которую менеджеры ГПН проводят для достижения стратегических целей. Сегодня в «Газпром нефти» реализуются уже сотни цифровых проектов, и они приносят измеримый экономический результат.
Подводя итоги вышесказанному, хочу отметить, что в современной экономике, преимущественно в нефтегазовой отрасли, ключевым конкурентным преимуществом является уже не само по себе владение активом (месторождением, скважиной и т.д.), а доступ к актуальным технологиям и их эффективное использование в операционных процессах. Я с интересом продолжаю наблюдение за реализацией Цифровой Стратегии компании «Газпром нефть» и изучение методов оптимизации бизнес-процессов. Считаю, данный кейс флагманским на сегодняшний день и заслуживающим особого внимания со стороны сообщества CDTO.

9 июня / 2021

Автор: Борис Клейман
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

Phone: +7 495 955 76-67
E-mail: info@kleimanconsulting.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram